Перейти к содержимому

МАТРИАРХАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО У ОЗЕРА ЛУГУХУ

Одна из распространенных классификаций подразумевает разделение обществ на патриархальные, с выраженной ведущей ролью мужчин, и матриархальные – где власть находится в руках женщин. Матриархальными традиционно считаются общества примитивные – те, где существовал культ Богини-Матери (славянский аналог – Мать Сыра Земля), патриархальными – практически все общества, начиная с древнего мира и заканчивая нашим временем. Большинство обществ развитых стран нельзя причислить ни к тому, ни к другому, казалось бы, деление их по этому признаку уже не столь актуально, хотя во многих развивающихся странах чувствуется уклон к патриархату.

Оказывается, что до сих пор существуют и матриархальные общества. Одно из них живет у высокогорного озера Лугуху, что находится на границе двух китайских провинций – Юньнань и Сычуань. Коренные жители этих земель – потомки народности мосой, которые говорят на языке китайско-тибетской группы и не имеют собственной письменности. Судя по всему, древними их предками, осевшими в этих областях, были кочевники, и мосойцы по сей день ведут полукочевой образ жизни, но живут все-таки в основательных постройках, а не в палатках – у них бревенчатые дома с деревянными крышами. Основная работа мосойцев, чей образ жизни заинтересовал людей по всему свету, на сегодняшний день является предоставлением услуг туристам.


Мосойцы до сих пор живут первобытно-общинным строем и соблюдают обычай «Цзоухунь», история которого насчитывает около тысячи лет и который является главным основанием для определения общественного строя мосойцев как матриархата. «Цзоухунь» заключается в том, что в результате заключения брака невеста не уходит в семью мужа, а остается в родительском доме, где муж может навещать ее по ночам, но не жить с ней постоянно. Таким образом, наследование происходит по женской линии, а не по мужской, а жена находится под защитой своей семьи.

Кроме того, мосойцы, живущие у озера Лугуху, считают, что мужчины и женщины должны равным образом участвовать в труде, а при распределении благ старики и дети учитываются так же, как и взрослые трудоспособные члены племени. Это – «равное распределение», гарантирующее заботу о недееспособных членах общества. По сути своей, общество, в котором каждый член, вне зависимости от собственного вклада в общее благо, обеспечен достойной жизнью и заботой, является желанной утопией, недостижимой для многих современных развитых обществ.